Проект «Формула успеха»

Проект

ФОРМУЛА  УСПЕХА

  1.  АКТУАЛЬНОСТЬ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми. Одаренный   ребенок   —   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.     Но в то же время реальность нашего времени такова, что с каждым годом в России  увеличивается количество детей школьного возраста, испытывающих трудности при обучении в школе, а также наблюдается  рост нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств  среды детского населения.

Цель проекта:

 Повышение уровня безопасности, эмоционального и психосоциального благополучия детей, посредством создания и актуализации на базе сельской общеобразовательной школы модели межведомственного взаимодействия, позволяющего интегрировать инновационный потенциал области в целях развития социальной компетентности сельских семей, создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.

        Задачи проекта:

  • Посредством привлечения инновационного и социального потенциала области создать на территории МБОУ «Лучановская СОШ» Томского района условия для актуализации и развития социально-личностного потенциала родителей детей из семей высокого социального риска.
  • Создать на территории школы социальную среду, способствующую расширению условий доступа детей и подростков из сельских семей к высококачественным образовательным, социально и медико-реабилитационным услугам, соответствующим их потребностям.
  • Создать на территории школы условия, способствующие повышению компетентности собственных педагогических кадров и представителей других образовательных учреждений Томского района в развитии конструктивного взаимодействия с представителями семей с детьми.
  • Систематизировать наработки и достижения коллектива школы и соисполнителей проекта, сделанные на протяжении его реализации, и подготовить на этом основании материалы, способствующие их применению на базе других образовательных учреждений Томского района и Томской области в целом.

Адресная направленность:

Проект направлен на повышение уровня безопасности и благополучия детей проживающих на территории с. Лучаново.  Это  ученики и воспитанники дошкольных групп МБОУ «Лучановская СОШ» Томского района.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ

В качестве социального ресурса, обеспечивающего разрешение задач проекта, мы рассматриваем кадровый потенциал гуманитарных вузов и исследовательских институтов города Томска.Сложность и ригидность социо-патогенных взаимосвязей, определяющих неблагополучие сельских детей и подростков, выдвигает особые требования к технологиям, применяемым в данном проблемном поле. Они должны соответствовать принципу системности и обеспечивать согласованность, сонаправленность, взаимодополняемость мероприятий, реализуемых в границах проекта. Этим критериям соответствуют такие инновационные технологии как

а) структурно-функциональная модель родительской компетентности (разработана на базе отделения профилактической психиатрии НИИ Психического здоровья СО РАМН)

б) модель межведомственного сопровождения педагогического процесса, обеспечивающего контроль рисков снижения психологического благополучия его участников (разработана МНПЦПЗ НИИ Психического здоровья СО РАМН);

в) модель психологической супервизии современных социальных практик (разработана на базе факультета психологии научно исследовательского Томского государственного университета).

Кумулятивный эффект применения данных технологий позволит обеспечить динамическую надёжность полученных результатов в отсроченной перспективе  проектной деятельности.

Дети и подростки из сельских семей составляют часть целевой группы лицензированной образовательной деятельности, предусмотренной его уставом. Их привлечение к участию в проекте не требует дополнительных организационных и финансовых затрат и имеет надёжные гражданско-правовые основания в качестве  информированного согласия родителей и легитимных представителей   на привлечение детей к видам активности, способствующим наиболее эффективному разрешению задач  учебного и воспитательного процесса. Вовлечение детей целевой группы в комплекс мероприятий, обеспечивающих психолого-медико-педагогические аспекты реабилитации, будет обеспечено дополнительными  актами информированного согласия их легитимных представителей.

Детям и подросткам в возрасте 10-18 лет непосредственно на территории школы будет оказываться ситуативно-необходимая  эмоциональная и рефлексивно-диалогическая  поддержка, направленная на оптимизацию функционального состояния и выработку наиболее конструктивных вариантов поведения в трудной ситуации. В особых случаях возможно применение психотерапевтических подходов, в модальности краткосрочной позитивной психотерапии и проблемно ориентированного консультирования.

В работе с детьми младшего возраста будет отдан приоритет арт- игро-терапевтическим методам психотерапии и психокоррекции.

Межведомственное сопровождение  учащихся старших классов, входящих в целевую группу, будет включать ряд мероприятий направленных на их профессиональную ориентацию и построение  конструктивных моделей будущего, альтернативных задаваемым микросоциальной средой.

Информационно-просветительская составляющая проектной деятельности  ориентирована на формирование  у  представителей целевой группы здоровье сберегающих установок  и   когнитивных оснований здорового образа жизни.

Обоснование необходимости решения указанных проблем с использованием новых методик и технологий в рамках проекта, социальной актуальности и сложности решаемых задач.

Ребёнок,  первично   конституционально, и уязвимый в семейных отношениях испытывает  сложности в освоении образовательных задач.  Дистанцирование родителей от задач воспитания становится дополнительным фактором фрустрации педагога, и без того находящегося в  состоянии длительного  дистресса. В свою очередь, снижается конструктивность его поведения   во взаимодействии как с родителями, так и с детьми. Вместе  с этим критически падает  уровень безопасности ребёнка уже в образовательной среде. Дефицит социально-личностного потенциала, обусловленный семейным неблагополучием,  раскрывается   в вариативных  формах девиантного поведения. Это выталкивает подростка в маргинальные группы сверстников, приводит к  закреплению отклонений социально-личностного развития. Родители, сталкиваясь с результатом собственной   несостоятельности, окончательно теряют мотивацию к взаимодействию  со школой

Описанный порочный круг непреодолим без привлечения дополнительных социальных и технологических ресурсов. Специфическим для Томской области социальным ресурсом  являются   эффективно действующие научные и профессиональные сообщества, профилированные по разработке и внедрению социогуманитарных и системно-реабилитационных технологий и высокая социальная активность вузовской молодёжи.

Соответственно, максимальные  разрешающие возможности в достижении целей и  задач проекта имеют такие подходы, как

а) ресурс-ориентированная модель детско-родительского консультирования (НИИПЗ СО РАМН);

б) межведомственная модель раннего выявления и коррекции нарушений психического здоровья у детей и подростков (НИИПЗ СО РАМН);

в) модель межведомственного сопровождения образовательного процесса на базе сельской школы, обеспечивающего контроль рисков снижения психологического благополучия его участников (НИИПЗ СО РАМН);

г) модель психологической супервизии современных социальных практик (ТГУ).

Суммарный эффект применения данных технологий позволит обеспечить динамическую надёжность полученных результатов в отсроченной перспективе проектной деятельности. Кроме того, применение этих подходов на базе общеобразовательной школы обеспечивает экологичность и  эргономичность помогающего вмешательства в силу компетентностной ориентации  основной образовательной программы в соответствии ФГОС основного образования второго поколения. Это в значительной мере облегчает внедрение инновационных подходов, разработанных  в рамках данного проекта, в практику межведомственного сопровождения детей.

3. ПРИНЦИПЫ

Сетевая образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лучановская средняя общеобразовательная школа» Томского района Томской области (сокращенное название МБОУ «Лучановская СОШ» ) состоит из трех структурных элементов:

— перечня программных нововведений;

— перечня этапов работ по осуществлению нововведений;

— ожидаемых продуктов/результатов по каждому нововведению.

Сетевая образовательная программа имеет комплексный характер и включает:

— стратегическую программу развития;

— краткосрочные программы опытно-инновационной и экспериментальной работы локального, модульного или системного типа;

— краткосрочные проекты развития локального, модульного или системного типа.

Разработка программы развития школы осуществлялась на основе концепции развития школы. Концептуальные идеи развития в программе приобретают форму и статус программных нововведений. Программа есть форма выражения стратегии.

Программа развития школы предполагает достижение непосредственных и опосредованных результатов. К непосредственным результатам деятельности по программе развития относятся теоретические и практические результаты, связанные с улучшением условий осуществления общего образования. Непосредственные результаты возникают в процессе опытно-инновационной работы.

Опосредованным результатом выступает повышение качества обученности, воспитанности, здоровья школьников. Данные компоненты образованности являются результатами учебно-воспитательного процесса, работы учителей.

В качестве типов теоретических результатов выступают: программы, модели, схемы, графики, технологии, методики, памятки, инструкции, положения, рекомендации, пакет материалов.

Практические результаты – это изменения в реальной жизнедеятельности школы.

   Дополнительные образовательные программы реализуются следующих направленностей: 

  • экологической;
  • физкультурно-спортивной;
  • художественно-эстетической;
  • туристско-краеведческой;

Учебный план школы разработан с целью  — предоставления всем учащимся оптимальных возможностей для получения качественного базового образования, развития способностей детей с учётом потребностей и перспектив продолжения образования.

 Образовательная программа позволяет:

— обеспечить реализацию минимумов содержания дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования,

-осуществлять коррекционную деятельность с учащимися;

Характеристика целевой группы и способ привлечения к деятельности по реализации проекта

Ядро целевой группы проекта составляют дети и подростки от 2,5- 3х лет до 18ти лет – учащиеся  и воспитанники  МБОУ «Лучановская СОШ». Они составляют часть целевой группы лицензированной образовательной деятельности Заявителя, предусмотренной его уставом. Их привлечение к участию в проекте не требует дополнительных организационных и финансовых затрат и имеет надёжные гражданско-правовые основания в качестве информированного согласия родителей и легитимных представителей  на привлечение детей к видам активности, способствующим наиболее эффективному разрешению задач учебного и воспитательного процесса. Вовлечение детей целевой группы в  мероприятия медико-реабилитационного направления, будет обеспечено дополнительными актами информированного согласия их легитимных представителей. Вопрос об участии детей до 15ти лет в мероприятии будет решаться с учётом выражаемого ребёнком эмоционального отношения к мероприятию при согласовании гражданско-правовых оснований  вовлечения ребёнка в конкретное мероприятие проекта с представителями органов социальной опеки и службы Уполномоченного по правам  ребёнка  по  Томской области.

Родители  детей и взрослые члены  семей с детьми, находящихся в  трудных жизненных ситуациях будут  составлять группу, разнородную по  степени   сформированности мотивации  к сотрудничеству. Родителям с высокой мотивацией к взаимодействию будет  предоставлена  возможность  принимать участие в инициативных родительских группах, привлекаемых  к организации и реализации соответствующих  мероприятий проекта, входить в рабочую группу с правом  совещательного голоса. Родители с неустойчивой мотивацией к сотрудничеству  со школой  будут вовлекаться в проект  в  индивидуальном порядке,  который  предполагает подробное  информирование родителей о возможностях, открывающихся для их ребёнка и других членов семьи по мере участия в соответствующих мероприятиях.

Родители  с низкой мотивацией,  отстраняющиеся от  какого-либо  участия в мероприятиях проекта  и создающие  препятствия для вхождения в проект их ребёнка (при наличии выраженных признаков психоэмоционального или социально-личностного  неблагополучия у ребёнка и при декларировании им  желания  принять  участие в мероприятиях проекта) в обязательном порядке информируются о предстоящих мероприятиях  в письменной форме и  таким же образом  предоставляют отказ от  участия их (или  их ребёнка) от участия в проекте. В подобных же  случаях, при  наличии у ребёнка выраженных признаков длительного и тяжёлого дистресса, признаков  физического или психологического насилия,   маркеров суицидального поведения (в том числе и угрожающих его  жизни),  вопрос о расширении   программы мероприятий,  предусматриваемой   проектом  решается при участии представителей  комиссии по делам несовершеннолетних,   органов опеки и  защиты прав ребёнка, специалистов, обеспечивающих медико-реабилитационное направление деятельности  проекта. В этих случаях   основания для  изменения  программы  мероприятий проекта  и решения рабочей группы, уполномоченной решать этот вопрос,  протоколируются  и  доводятся до сведения родителей в письменной форме.

Особым  ресурсом  для  вовлечения  родителей в проект  с целью формирования родительской  компетентности является  характерное для сельских школ объединение  в едином  учреждении    школьного и дошкольного  образования. Это  обеспечит  раннее  вовлечения родителей в образовательные программы проекта, ориентированные на формирование  родительской компетентности.   Вовлечение  родителей  детей младшей возрастной подгруппы (3-6 лет) в проект  будет  осуществляться способами, типовыми для детского дошкольного учреждения.

   4. Образовательные технологии

Доступность качественного образования для детей нашего общеобразовательного учреждения  обеспечивается  за счет разнообразия организационных форм и технологий обучения:

а)  с целью выравнивания стартовых условий для получения начального образования в школе проводятся занятия для будущих первоклассников, позволяющие сделать доступным качественное обучение на 1ой ступени;

б)   технология развивающего обучения предполагает деятельностный подход в обучении, безотметочную систему оценивания, партнёрские взаимоотношения ученика и учителя, что является главным фактором, снимающим тревожность и создающим благоприятные условия для обучения учащихся в начальной школе;

в)  комплектование  учащихся 1-9 классов производится на основе заявлений родителей независимо от места проживания семьи;

г)  для учащихся основной ступени ведется предпрофильная подготовка.

д) на старшей ступени осуществляется  обучение по следующим профилям: гуманитарный, физико-математический. Программы профильного обучения реализуются при участии учителей профильной школы.

В  школе практикуется очная форма обучения. Общеобразовательные классы реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования.

Технологизация обучения и воспитания является одним из направлений работы школы. Технология есть тождественно воспроизводимая система средств, методов и процедур совместной деятельности. Она имеет диагностично поставленные цели, завершенный характер на том или ином этапе, гарантированные результаты. Методика – более вариативна, динамична, допускает высокий уровень педагогической импровизации. Ежегодно технологизации посвящены те или иные формы работы: педсоветы, заседания методического совета, работа методических объединений или проблемных групп. Ведется исследования, в той или иной форме (опросы, посещение учебных занятий и воспитательных мероприятий, изучение документации), уровня технологизации образовательного процесса

Многолетняя работа в системе развивающего обучения позволила нам освоить и внедрить в практику такие технологии как:

— разноуровневое обучение, дифференцированное, групповое и индивидуальное обучение;

— технология развития критического мышления через чтение и письмо;

— технология проектных методов обучения;

— исследовательские методы обучения;

— технология модульного и блочно-модульного обучения;

— технология мониторинга освоения способов учебной и других видов деятельности;

— лекционно-семинарская — зачетная система обучения;

— информационно-коммуникационная технология;

— технология использования в обучении и во внеурочной работе игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

В школе сделан акцент на применение здоровьесберегающих педагогических технологий, связанных с развитием мотивации, к учению и эмоциональной сферы ребенка, что позволяет снизить психическую и физическую нагрузку, сохраняя тем самым здоровье детей.   Физическая подготовка   – это специализированный педагогический процесс физического совершенствования учащихся, направленный на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, формирование атлетического телосложения.Стремление коллектива к  достижению оптимальных результатов, самосовершенствованию и  саморазвитию приводит к повышению профессионального уровня.

Современные педагогические технологии используемые учителями Лучановской средней школы

№п/п ФИО учителя Педагогические  технологии
Абрамова Ольга

Вячеславовна

Технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, ИКТ,

проектная  деятельность

Девятовский Александр Федорович Развивающее обучение, индивидуального обучения
Смирнова Елена Ивановна Игровые, проблемное, по системе А.А. Окунева (система эффективности уроков), дифференцированное обучение, ИКТ,  проектная  деятельность
Лежнина Марина Александровна Технология проектной деятельности, дифференцированного обучения, ИКТ
Гостищева Татьяна Михайловна Технология интенсивного обучения, коммуникативного обучения, педагогического сотрудничества, ИКТ
Хребтова Галина Германовна Технологии развивающего обучения, технология «Дебаты», ИКТ
Танакова Светлана Владимировна Технологии группового обучения, в парах, дифференцированный, индивидуальный, ИКТ
Ким Алла Дмитриевна Технология «Дебаты», интегрированного обучения, ИКТ
Стальмакова Ольга Николаевна КСО, дифференцированного, Индивидуального, интегрированного обучения, ИКТ, проектной  деятельности
Соловьева Надежда Николаевна Технологии  развивающего обучения, дифференцированного обучения, проблемное обучение, развитие познавательных интересов.
Паклина Татьяна  Алексеевна Здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, дифференцированное обучение, ИКТ, проектная  деятельность
Янголенко Людмила Геннадьевна Элементы РКМЧП, коллективно-группового обучения, проектная деятельность, дифференцированного обучения
Федорова Ольга Викторовна Здоровье-сберегающие технологии, развивающее обучение, дифференцированное обучение, ИКТ
Пыжик Татьяна Егоровна Здоровье-сберегающие технологии, развивающее обучение, дифференцированное обучение, ИКТ
Стародубова Татьяна Дмитриевна Дифференцированное обучение
Акатьева Светлана Алексеевна проектная деятельность, дифференцированное обучение

5. Использование информационно-коммуникативных технологий и дистанционного обучения

Реальность сегодняшнего дня требует от педагога мобильности и своевременного реагирования на различные жизненные изменения. Поэтому сегодня актуальным становится создание  сайтов. На сегодняшний день это современное информационное направление педагогического творчества. Идея создания  сайта не нова, подобным видом деятельности занимаются многие и давно. Что было до этого? Это были различного вида мониторинги, методические копилки, которые были доступны только для педагога и администрации ОУ.  Глобальная сеть не просто открыла доступ к материалам всем участникам учебно-воспитательного процесса,  но и позволила показать, как учитель может использовать новые педагогические технологии для самоконтроля и развития.  Процесс создания сайта, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность повышать самооценку своей самостоятельной  творческой деятельности и совершенствовать её.
Идеальная модель сайта , удобная учащимся и родителям : специальные разделы на сайте, где  ученики могут узнать домашние задания, просмотреть демонстрационные материалы к урокам, получить полезные ссылки на образовательные ресурсы Интернета. Хорошо бы повторить материалы к экзамену, увидеть задания для творческих работ и образцы их выполнения, узнать информацию о предметных конкурсах, конференциях, фестивалях; а родители проконтролировать систему занятий детей по предмету,  задать интересующийся вопрос учителю. Но, к сожалению,  не всегда удаётся довести до абсолютного совершенства и полностью реализовать задуманное. Не везде и не всегда хорошо работает Интернет, не в каждой семье имеется компьютер с выходом  в глобальную сеть.Что мы чаще всего размещаем на сайте?- рассказываем о себе и своих достижениях, с помощью сайта устанавливаем  обратную связь с учениками и родителями, находим единомышленников. Публичное представление результатов педагогической деятельности — чрезвычайно ответственный и важный шаг. Не все имеют возможность поехать в другой город и принять непосредственное участие в работе конференции. Появляется множество новых оригинальных идей, которые заслуживают самого пристального внимания педагогов.

На сайте школы расположены: Программа развития школы, финансовое обеспечение программы развития, рецензия на программу развития http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru/o-shkole/razvitie/

Открытый информационно-аналитический доклад http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru/o-shkole/otkryityiy-informatsionno-analiticheskiy-doklad/

Образовательные программы  http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru/o-shkole/fgos/

Самоуправление школы (управляющий совет) http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru/vospitanie/upravlyayushhiy-sovet/

Информационная обеспеченность:

Официальный сайт МБОУ «Лучановская СОШ» http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru, альтернативный сайт Лучановской школы http://nsportal.ru/site/164731
персональный сайт директора школы Федоровой О.В. http://azalia.ucoz.ru/,
персональный сайт заместителя директора ВР Пыжик Т.Е. http://tatianapyzhik.ucoz.ru/,
сайт учителя-логопеда Учитель-Учителю http://nsportal.ru/tatyana-egorovna
сайт школьного логопункта http://nsportal.ru/site/ugolok-logopeda
блог «Уголок логопеда» http://logopedlu.blogspot.ru
персональный сайт учителя иностранного языка Гостищева Татьяна Михайловнаhttp://nsportal.ru/gostisheva48,
персональный сайт учителя истории Хребтова Галина Германовнаhttp://nsportal.ru/galina-khrebtova,
персональный сайту учителя начальных классов  Паклина Татьяна Алексеевнаhttp://nsportal.ru/paklina-tatyana-alekseevna,
персональный сайт  учителя начальных классов Стальмакова Ольга Николаевна, http://nsportal.ru/stalmakova-olga-nikolaevna
персональный сайт учителя русского языка и литературы Зацепиной Н.А..http://nsportal.ru/natalya-aleksandrovna-zatsepina

 6.СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий проекта осуществляется посредством сочетания качественных и количественных методов оценки.

Проект ориентирован на изменение таких количественных показателей как:

1. отношение числа детей, находящихся в объективно трудных ситуациях жизнедеятельности к числу детей и родителей, обратившихся по вопросам получения межведомственной поддержки,

2. количество инновационных разработок, создаваемых участниками сетевого взаимодействия и применимых в поле работы с целевой аудиторией проекта;

3. количества волонтёров, готовых с  определённой степенью автономности решать задачи сопряжённые с межведомственной поддержкой  представителей целевой группы;

4. количества  сотрудников  других педагогических коллективов района,  готовых к применению  методов и подходов, разработанных в процессе осуществления проекта в своей практике

Оценка качественных изменений будет осуществляться при помощи:

1)феноменологического анализа прецедентов развития межведомственного взаимодействия;

2)    системного анализа  состояния проблемы благополучия и степени безопасности детей и семей с детьми, вошедших в целевую группу проекта,

3) сравнительного анализа  тенденций развития взаимодействия представителей целевой группы с  исполнителями проекта наиболее характерного для начальной и конечной точки проекта.

4)   экспертной оценки разработок, созданных для совершенствования управления межведомственного

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса организовано через:

  • индивидуальные консультации классных руководителей, цель которых – ознакомление с особенностями психического развития учащихся, имеющих академические проблемы и прошедших медико-психологическое обследование;
  • оценку готовности к школьному обучению, поступающих в 1 класс;
  • оценку школьной адаптации учащихся  1-х и 5-х классов;
  • оказание психологической помощи в адаптации к школе вновь поступивших учащихся;
  • обследование «проблемных классов» и коррекции выявленных состояний;

оказание психологической помощи старшеклассникам при подготовке к экзаменам

Для организации и работы  в начальной школе  создана социально-педагогическая служба,  в состав которой входят: учителя, классные руководители, социальный педагог, логопед, педагоги дополнительного образования.

Данная служба решает следующие задачи:

  • Создание условий образовательного процесса.
  • Диагностика трудностей школьной адаптации.
  • Разработка программы индивидуального развития ребёнка и создание условий её реализации и коррекции.
  • Обеспечение содержания дополнительного образования.
  • Исследование социальной среды ребёнка.
  • Осуществление связи с семьёй.

Учителями-логопедами,  социальным педагогом ведётся  индивидуальная и консультативная  деятельность с учениками и их родителями. Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Динамика формирования школьных навыков учащихся отслеживается по результатам контрольных точек  каждую четверть. Результаты контрольных работ  соотносятся с программными нормами.  Классным руководителем на каждого ребёнка, ведётся карта наблюдения, где фиксируются:

  • динамика  его развития;
  • участие в жизни школы и класса;
  • усвоение программы;
  • результативность участия в олимпиадах и конкурсах.

На основе  карт наблюдений ведётся мониторинг всего класса. В результате  организации индивидуального сопровождения учащихся  в учебном процессе дети, становятся  успешными.Приоритетным направлением образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива школы является физкультурно-оздоровительная работа с  детьми: это динамические паузы во время урока и на перемене, занятия в спортивных секциях.  Комплекс мероприятий первой и второй половины дня нацелен на вовлечение всех участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительное и спортивно-творческое движение.В рамках реализации ФГОС создание исследовательских проектов для дошкольников и младших школьников. Это полноценное участие детей  в жизни общества. Благодаря этой деятельности отмечается  сплочение коллектива, каждый ребёнок чувствует свою значимость, сопричастность  общему делу, становится более уверенным в себе, появляется желание посещать школу, получать новые знания. Немаловажным является тот факт, что учитель, используя метод поисковой деятельности, только их направляет, а дети сами учатся организовывать свою деятельность. Это позволяет  развить  у учащихся коммуникативные навыки, научить представлять свой опыт на научно-практической конференции.

8. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Непосредственное  управление  проектом осуществляет  руководитель   учреждения. Координацию действий в  соисполнителей обеспечивают   представители   учреждений -соисполнителей,  входящие в рабочую группу на  основании её постоянных участников.  Координация деятельности исполнителей и соисполнителей проекта осуществляется посредством создания  постоянной рабочей группы представителей заявителя и основных соисполнителей. В критических точках реализации проекта и в особо сложных обстоятельствах к работе группы на основании экспертов   могут быть привлечены представители  администрации  района,     области,   представителей органов  исполнительной власти,  сотрудники органов опеки и комиссии по делам несовершеннолетних,  специалисты в области  вопросов гражданского права. Информация о ходе реализации проекта, его результатах,  о  мероприятиях, релевантных тематике проекта  и проводимая учреждениями  соисполнителями   размещается  на сайте   учреждения  МБОУ «Лучановская СОШ» Томского района  http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru

Взаимодействие с целевой группой проекта осуществляется:

–непосредственным образом  (в групповых и  индивидуальной формах работы);

–посредством типовых форм  взаимодействия  предусмотренных  регламентом отношений  субъектов образовательного процесса на базе общеобразовательной  школы (родительские собрания,    классные  часы,  факультативы,  организация досуговой деятельности;  методсоветы и так далее );

–посредством инструментов дистанционного  взаимодействия (интернет)

–посредством инновационных средств , ранее  не применяемых на базе   общеобразовательной школы (клубная  деятельность, проблем-ориентированный семинар, круглый стол,  дискуссионная площадка  и так далее

МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ

I ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  Консультации родителей и педагогов по вопросам, связанным с трудными ситуациями, сроки сроки Формирование и раскрытие ресурсов ребёнка и  семьи  в преодолении    ТС Журнал учёта  консультаций,  консультативный  лист  
  Комплексная медико-социальная реабилитация детей ЦГ, обучающихся по специальным образовательным программам (на базе НИИПЗ) Сентябрь Апрель Оптимизация функционального состояния, мобилизация конституционально-биологических ресурсов  детей

учащихся по специальным образовательным программам

Список детей направленных на  госпитализацию

Акт выполненных работ, выписка из истории болезни

 
  Песочная терапия для детей с высоким уровнем дистресса Сентябрь Апрель Разрешение  эмоционального дистресса.  Оптимизация  поведения  ребёнка Журнал учёта сеансов  песочной терапии.  Лист терапии.  Фото и видеоматериалы  
  Медико-психологическое сопровождение адаптации детей к условиям группы  дошкольной подготовки Сентябрь Апрель Снятие  эмоционального  дистресса  ребёнка  , установка родителей  к сотрудничеству Журнал  учёта  консультаций  
  Медико-психологическое сопровождение адаптации детей к начальной школе Сентябрь Апрель Снятие  эмоционального  дистресса  ребёнка, установка родителей  к сотрудничеству Журнал учёта консультаций  
  Консультации  педагогов  по вопросам их психоэмоционального благополучия Сентябрь Апрель Оптимизация функционального  состояния педагога .  повышение конструктивности  общения  с ЦГ Журнал  учёта  консультаций  
  Оценка эффективности  лечебно-профилактических мероприятий  проводимых с детьми Сентябрь Апрель Получение оснований для коррекции  программы вмешательства  Журнал  наблюдений
  Консультирование родителей по вопросам их психологического и социально-личностного здоровья Апрель Сентябрь Оптимизация функционального состояния родителей.  Позитивная  установка  к сотрудничеству Журнал  консультаций

Консультационный лист

  Кислородные коктейли (на базе  школы) Октябрь, Апрель  Повышение  защитных  сил  организма  детей Утверждённый  список детей.
II КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ направление

(формирование  общекультурных компетенций детей и родителей  целевой группы)

 
  Информационно-просветительские лектории, родителей и педагогов, ориентированные на формирование здоровье сберегающих компетенций Сентябрь Апрель Повышение  здоровье- сберегающей

компетентности  участников  целевых групп;

Оптимизация  психологического

микроклимата  в образовательной среде

Программа мероприятия.   Список участников,  отзывы  участников

Фото и видеоматериалы,   информация на  сайте.

  Кинолектории на базе  школы Сентябрь Апрель  Расширение  общекультурных компетенций  детей. Список детей,  отзывы  о мероприятии информация на сайте школы; программа
  Организация выставок на базе  школы Сентябрь Апрель Расширение  общекультурных компетенций  детей.

 

Список детей,  отзывы  о мероприятии информация на сайте школы; программа
  Культурно-образовательные мероприятия для детей на базе школы (мастер-классы, творческие лаборатории и так далее) с участием приглашённых специалистов Сентябрь Апрель Расширение  общекультурных компетенций  детей.

 

Список детей, отзывы  о мероприятии информация на сайте школы; программа
  Психолого-образовательные и информационно-просветительные семинары с подростками и младшими школьниками Сентябрь Апрель Расширение  общекультурных компетенций  детей . Программа мероприятия.   Список участников,  отзывы  участников

Фото и видеоматериалы,   информация на  сайте.

  Посещение театра Сентябрь Апрель Расширение  общекультурных компетенций  детей

 

 
  Музыкальные лектории Томской областной государственной   филармонии на базе школы Сентябрь Апрель Расширение  общекультурных компетенций  детей

 

 

9. Создание  в образовательном учреждении  условий для реализации

Информационные:    газета «Богашевские вести», официальный сайт МБОУ «Лучановская  СОШ» Томского района, персональный сайт директора школы, персональный сайт заместителя директора школы, персональные сайты учителей начальных классов, школьная газета «Переменка», блог учителей-логопедов, сайт логопункта, Управляющий совет школы.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса

Школа функционирует в одном трехэтажном здании постройки 1993 г. Здание школы типовое, общей площадью 3771 м² в кирпичном исполнении, с бетонными перекрытиями, рассчитанное на 264 обучающихся, оборудованное всеми необходимыми инженерно–техническими коммуникациями. Техническое состояние здания – удовлетворительное.
Площадь пришкольной территории 2.04 га, со спортивной гимнастической площадкой, футбольным полем.

Доступность качественного образования обеспечивается современными информационно-техническими средствами: школа пользуется отдельно выделенным телекоммуникационным каналом сети Интернет, имеет собственную локальную сеть, обладает большим количеством аудио, видео и мультимедиа-материалов для обучающей деятельности.

В школе имеется:

  • 20 учебных кабинетов, в том числе: начальных классов — 4, русского языка и литературы — 2, математики — 2, иностранных языков , истории и обществознания, биологии — химии , географии , физики, информатики  , кабинет обслуживающего труда, мастерские .
  • Актовый зал на 70 посадочных мест.
  • Библиотека, которая оснащена учебной, художественной , справочной и методической литературой .
  • Кабинет логопеда.
  • Музыкальный класс, оснащенный музыкальными инструментами.  В ОУ имеется  спортивный зал, соответствующий современным требованиям. Учебный процесс укомплектован необходимым спортивным инвентарем, в соответствии с современными требованиями к оснащению учебных кабинетов (разделы: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры,  лыжи) В спортивном зале оборудованы: баскетбольная площадка с баскетбольными кольцами, волейбольная площадка, площадка для настольного  тенниса, Имеются специальные тренажеры  для укрепления всех групп мышц.Функционирует школьный стадион, на котором оборудованы беговая дорожка, сектор для метания гранаты (мяча),  гимнастический городок. В зимнее время  в кедровом бору для занятий лыжным спортом  прокладываются лыжные трассы:
  • тренировочный круг – 400м,
  • дистанция  — 1 км., 2 км., 3 км

Столовая на 60 посадочных мест, позволяющая обеспечить горячим питанием обучающихся и педагогов. Серьезное внимание в школе уделяется работе по обеспечению  учащихся горячим питанием. Ежегодно организовано бесплатное питание детей из малообеспеченных семей, а это 90- 80% от общего числа.

Школа имеет необходимое лабораторное оборудование, демонстрационные наборы, интерактивны доски, компьютерный класс, оргтехнику , телевизор, DVD-проигрыватель, м/м проекторы, видеомагнитофон, электропианино, современную музыкальную аппаратуру для проведения массовых мероприятий. Образовательное пространство школы охватывает детей  3 летнего возраста до 18 лет.

Кадровые ресурсы проекта.

Со стороны заявителя

23 педагога,  3 воспитателя ,  1 социальных педагога,  3 логопеда, 1 психолога

Со стороны учреждений — соисполнителей проекта к его реализации привлечены

–со стороны НИИ ПЗ СО РАМН: 3 врача (психиатра) высшей категории, канд. мед наук по специальности Психиатрия, один из которых входит в состав рабочей группы, действующей на всём протяжении проекта. В состав рабочей группы входит так же представитель психологической службы НИИПЗ, кандидат психол. наук по специальности «мед. психология»

В мероприятиях информационно-просветительского направления проектной деятельности принимает участие доктор-медицинских наук по специальности «Психиатрия».

–со стороны НИ ТГУ в стабильное ядро рабочей группы входит 1 специалист (врач педиатр, канд. психол. наук по специальности «Медицинская психология», доцент кафедры генетической и клинической психологии); в режиме проблем-ориентированных рабочих групп в проект могут быть привлечены другие ведущие специалисты факультета Психологии НИ ТГУ. Потенциальные участники группы волонтёров являются социально активными, академически успешными студентами факультета психологии ТГУ, осуществляющими волонтёрскую деятельность под супервизией ведущих специалистов факультета.

–со стороны АНО «УК СтройНефтеГаз» в стабильное ядро рабочей группы входит ведущий специалист по учебно-методической работе, имеющий опыт профессиональной деятельности в реальном секторе экономики (строительные и нефте- газо- добывающие кампании) активно востребующим трудовые ресурсы сельских районов регионов Сибири и Дальнего Востока.

Все участники проекта со стороны учреждений-соисполнителей имеют значительный педагогический и научно-педагогический стаж, опыт работы с социально-уязвимыми слоями населения, опыт информационно-просветительской деятельности и ведения рабочих групп профессионального сообщества, ориентированных на обобщение и передачу опыта практической деятельности

В развёрнутое  межведомственное взаимодействие в интересах повышения благополучия и безопасности детей и семей с детьми будут вовлечены все  члены целевой группы проекта и  участники его отдельных мероприятий.

Предполагается  осуществление базовой части образовательных программ, ориентированных на повышение психологической,  саморегуляторной,  здоровье-сберегающей  и коммуникативной компетентности педагогов (лектории, семинары,  тренинги, развёрнутые программы психологической супервизии). Данное направление  проектной деятельности  предполагает приоритет групповых форматов  работы.  Период  выполнения  проектных  задач этого регистра  включает   учебный год и время функционирования летних площадок при школе в период каникул. По мере включения в проект родителей будут запущены и осуществлены  образовательные программы, ориентированные на  формирование  социально-личностной компетентности родителей.

Будет осуществляться система мероприятий  направленных на контроль и оптимизацию эмоционального  состояния детей,  родителей и педагогов, вовлечённых во взаимодействие в режиме повседневной жизнедеятельности  учреждения-заявителя и семьи; обеспечена  необходимая медико-психологическая поддержка поведения  представителей целевых групп проекта в  актуальных  для них трудных ситуациях жизнедеятельности. Разрешение данного ряда задач предполагает преимущественно индивидуальные формы работы: консультации, собеседования,  серии психотерапевтических сессий и арт-терапевтических сеансов. В младшем звене целевой группы возможно  проведение  сеансов  песочной терапии.

Параллельно будут реализованы  культурно-просветительская и  профориентационная составляющая  проекта. На протяжении  реализации  совокупности мероприятий проекта будет  осуществляться мониторинг  эффективности  социальной интеграции детей и  семей с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях   в образовательное и  социокультурное пространство села, осуществляться  коррекция помогающих программ с учётом  обнаруживаемых  проблемных и ресурсных зон индивидуальных  ситуаций.

Предполагается комплексная  оценка эффективности и  систематизации результатов проекта,   обобщение   полученных  данных  в  виде рабочей модели  межведомственного сопровождения сельских  детей  и семей с детьми, находящихся  в трудных  жизненных ситуациях, в интересах их здоровья,   безопасности и благополучия,

Содержание деятельности исполнителей проекта  на данном этапе включает подготовку   и публикацию методических пособий по  организации и  реализации  межведомственного  взаимодействия  заявленной направленности,  представление  результатов проекта  профессиональному и  научному  сообществу и широкой общественности  областном, региональном и всероссийском уровне.

На всём протяжении  осуществления  проекта участникам целевой группы, столкнувшимся острой проблематикой насилия будет оказываться психологическая и психотерапевтическая  помощь в экстренном режиме. К этому процессу,  с целью освоения ими  базовых методов  помощи ребёнку и родителям  в критических обстоятельствах будут привлечены наиболее компетентные в психологическом отношении педагоги. По мере продвижения проекта возможно подключение осуществляющих его  специалистов к  решению аналогичных задач на базе других средне-образовательных учреждений   Томского района. Деятельность  специалистов  будет в этих случаях организована  в режиме мобильной бригады.

Система мероприятий, осуществляемых на всём протяжении  реализации проекта  включает психологическую супервизию трудных педагогических ситуаций, соотносимых с проблематикой безопасности и социально-личностного благополучия  участников  образовательного процесса и родителей учащихся школы и воспитанников дошкольных групп

Организационный аспект инновационности – обеспечен созданием  на базе сельской школы модели межведомственного сетевого взаимодействия в интересах здоровья и благополучия детей села, применимая к условиям сельской общеобразовательной школы.

Методический  аспект  инновационности проекта обусловлен  применением инновационных социогуманитарных технологий как

а) ресурс-ориентированная модель детско-родительского консультирования (НИИПЗ СО РАМН);

б) межведомственная модель раннего выявления и коррекции нарушений психического здоровья у детей и подростков (НИИПЗ СО РАМН);

в) модель межведомственного сопровождения образовательного процесса на базе сельской школы, обеспечивающего контроль рисков снижения психического благополучия его участников (НИИПЗ СО РАМН);

г) модель психологической супервизии современных социальных практик (ТГУ).

Практический аспект инновационности обусловлен  внедрением в практику образования  комплексной  программы здоровьесбережения его участников и привлечением к решению проблем детского населения села инновационного потенциала города.

10.Кадровый состав

Кадровый состав школы обладает достаточным уровнем подготовки для реализации проекта, подавляющее большинство педагогов имеет высшее педагогическое образование, многие учителя имеют  первую  и высшую квалификационную категорию.

Педагоги школы систематически проходят курсовую подготовку, занимаются самообразованием, делятся опытом с коллегами на семинарах, конференциях  различного уровня, публикуют работы в профильных сборниках и журналах.

Благодаря работе всего педагогического коллектива стало традиционным проведение совместных с НИИПЗ СО РАМН научно-практических семинаров, где обобщается опыт межведомственного взаимодействия  специалистов (педагогов-психологов-логопедов-медицинских сотрудников – социальных сотрудников – родительской   общественности) и намечаются перспективы  развития помощи детям с особыми образовательными потребностями.

На базе школы ежегодно проходят  семинары «Резервы повышения качества обучения с особыми образовательными потребностями» с участием:

  • Семке В.Я., академика РАМН, директора ГУ НИИ ПЗ СО РАМН   — доклад «Результаты совместной деятельности Лучановской СОШ и НИИ, проблемы и перспективы дальнейшей работы»
  • Куприяновой И.Е., к.м.н., с.н.с. ГУ НИИ ПЗ СО РАМН  — доклад «Качество жизни и здоровье педагогов, как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности»
  • Дашиевой Б.А. к.м.н., с.м.с. ГУ НИИ ПЗ СО РАМН   — «Медико — психолого — педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Специалисты Управления образования, методисты ТОИПКРО привлекают педагогов школы к участию в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации педагогов округа, района, области, других регионов РФ. Так на базе школы успешно проведены:

  • Областной семинар «Организация опытно-экспериментальной работы по оптимизации деятельности и развитию МКШ Томской области»
  • Областной семинар учителей гуманитарного цикла в рамках курсов повышения квалификации при ТОИПКРО.

Педагоги школы представляют результаты своей деятельности в форме докладов, мастер-классов, лекций.

Ожидаемые результаты проекта

1.Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.

2.Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.

3.Формирование информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.

4.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

5.Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

6.Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.

7. Увеличение числа детей удовлетворенных своей деятельностью.

8.  Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

9.Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одаренными учащимися.

10. Внедрение новых образовательных технологий.

11.Расширение и систематизация методов работы с семьей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.

 

 

 

 

 

 

One thought on “Проект «Формула успеха»
  1. О скором течении времени следует всегда помнить. Дорожить каждым часом, днём , годом начинаешь тогда, когда набираешься жизненного опыта, какой-то человеческой мудрости. Своих учеников мы стараемся научить идти в ногу со временем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*